Заниматься восстановлением самолета на базе НГТУ будет ООО «Авиареставрация» под руководством доктора технических наук, профессора кафедры прочности летательных аппаратов Владимира Бернса. Предполагается, что самолет будет восстановлен до летного состояния. Авиареставраторы рассчитывают, что работы по восстановлению самолета займут 46 месяцев.
По словам В. Бернса, поднятый Ил-2 является единственным в мире сохранившимся самолетом такого типа. Это ранняя одноместная модификация, на которую пришлись наибольшие потери в первые месяцы войны. Два других летающих штурмовика Ил-2, ранее восстановленные при участии ООО «Авиареставрация», ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» и специалистов НГТУ, — двухместные, относящиеся к более поздним модификациям. Авиаконструктор Илюшин изначально конструировал двухместный штурмовик, однако вынужден был убрать место заднего стрелка, чтобы добиться большей боевой нагрузки, дальности и скорости полета за счет снижения веса самолета. Именно с отсутствием оборонительного пулемета, которым управлял задний стрелок, связаны неоправданно большие потери Ил-2 в начале войны. В некоторых частях ВВС Ил-2 даже самостоятельно переделывали в двухместные или ставили муляжи пулемета, которые отпугивали пилотов немецких истребителей, заходящих в хвост Ил-2. В итоге в 1942 году в СССР вернулись к двухместной версии штурмовика.
Задача конструкторов — сделать летающий раритет, сохранив максимально возможное количество оригинальных деталей. На Ил-2 будет установлен американский двигатель «Эллисон» 1942 года выпуска, которые по ленд-лизу поставлялись в СССР. «Мы можем восстановить «родной» двигатель, который пролежал в болоте полвека, у нас есть такой опыт. Мы его восстановили, запустили, но редуктор быстро разрушился. С таким двигателем, даже после самого тщательного ремонта, самолет просто не допустят к полетам. Кроме того, родные двигатели имели очень небольшой моторесурс — всего 60 часов против 1000 часов у «Эллисона». Ил-2 в среднем «жил» на фронте около 30 часов, делать дорогой двигатель с большим ресурсом было незачем. Поэтому ставить сейчас восстановленный Ам-38 на летающий Ил-2 не имеет смысла и недопустимо по нормам безопасности», — объясняет В. Бернс.
Также В. Бернс объяснил, почему оказалась возможной реставрация самолета со дна озера: «Самолеты, поднятые из болот и озер, могут быть в хорошем состоянии, потому что, как правило, лежат в иле, который образует что-то вроде защитного покрытия. Их металл почти не взаимодействует с кислородом, а значит, они гораздо меньше окисляются». Авиареставраторы оценивают состояние прибывшего самолета как хорошее.
После реставрации самолет будет принимать участие в авиашоу и авиасалонах по всему миру. Ранее Фонду «Крылатая память Победы» при участии ООО «Авиареставрация», ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» и сотрудников НГТУ уже удалось восстановить до летного состояния два штурмовика Ил-2, появление которых сейчас является одним из центральных событий на мировых авиашоу и авиасалонах. Только на 2018 год Фонд получил более 10 приглашений из Великобритании, Германии, Франции, Польши, Чехии, Швеции выступить на восстановленных самолетах. Летная программа на восстановленных самолетах выполняется и в России — на авиасалонах МАКС, торжествах, посвященных Дню Победы, Памяти и Скорби, ВВС, на праздниках города, парадах и так далее. Готовится к реализации проект Центра показа летающих исторических самолетов.
Самолет командира 3-й эскадрильи 46 штурмового авиаполка Северного флота капитана Александра Каличева был подбит зенитным огнем 22 августа 1943 при штурмовке вражеского аэродрома Луостари в Мурманской области. Несмотря на повреждения двигателя, летчик выполнил боевое задание, а затем смог вернуться на свою территорию, посадить самолет на поверхность озера и добраться до аэродрома. Самолет затонул на глубине примерно 18 метров. За проявленный героизм при штурмовке аэродрома Луотсари пилот был награжден орденом Красного знамени. Каличев прошел всю войну и уволился из армии в звании подполковника в 1955 году.
20 Сентября 2018