В АО «Рособоронэкспорт» состоялась пленарная сессия Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности СоюзМаш России и Комитета по информационно-коммуникационным технологиям Лиги содействия оборонным предприятиям. Первая часть пленарной сессии была посвящена научно-технологическому развитию как определяющему фактору конкурентоспособности промышленности России.
В заседании приняли участие Председатель Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности, президент, генеральный конструктор АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», заместитель генерального директора по НИОКР бортового оборудования - генеральный конструктор АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» Гиви Джанджгава, начальник отдела - заместитель начальника Департамента «НТР БРЭО» АО «КРЭТ» Сергей Павлов, заместитель генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» Вячеслав Самойлов, первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «РПКБ» Дмитрий Базлев, директор по БРЭО АО «Вертолеты России» Павел Лыткин, начальник отдела авиационного оборудования НТЦ ПАО «ОАК» Валерий Широбоков.
Председатель Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности Гиви Джанджгава в приветственном слове обозначил, что стратегическое развитие России в существующих условиях при наличии санкций, промышленно-экономическом спаде, в условиях частой смены технологических укладов и ряда непрогнозируемых вызовов можно осуществлять лишь при активной и жесткой позиции в развитии базовых и критических промышленных технологий. Также способность экономики быстро увеличивать объемы оборонной продукции и услуг в нужное время является одним из важнейших условий обеспечения военной безопасности государства. Этот факт должны иметь в виду все стратегические и просто крупные предприятия. Создаваемый технологический задел, при отсутствии прогнозируемых условий на будущее, и создает технологический мобилизационный базис, который обеспечивает быструю реакцию на действия противника.
О формировании технологического задела в интересах создания перспективного БРЭО рассказал начальник отдела - заместитель начальника Департамента «НТР БРЭО» АО «КРЭТ» Сергей Павлов: «В сложившихся внешнеполитических и экономических условиях обеспечение перспективных тактико-технических требований к авиационной технике зависит от наличия у предприятий авиационной отрасли научно-технического прорыва, освоенных промышленных технологий. В АО «КРЭТ» была проведена аналитическая работа по определению ключевых технологических направлений развития летательных аппаратов. В результате были определены восемь приоритетных научно-технических направлений развития бортового оборудования и сформированы предложения по разработке внедрения базовых критических технологий, отвечающих и обеспечивающих реализацию перспективных тактико-технических требований к летательному аппарату аварийного назначения. В настоящие время мероприятия по разработке базовых и промышленных тактических технологий, перечень которых одобрен коллегами ВПК Российской Федерации, планируется проводить в рамках программы «Развитие технологической и производственной базы предприятия военно-повышенного комплекса».
Заместитель генерального директора ФГУП «ГосНИИАС» Вячеслав Самойлов в докладе о разработке базовых и критических технологий в создании бортового радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов военно-специального назначения отметил, что главными требованиями к военной авиации являются такие обобщенные показатели, как боевая мощь, выживаемость, мобильность и доступность к приобретению и эксплуатации: «Под доступностью для военных корпораций подразумевается быстрота разработки и возможность перехода к работе в военное время. Сейчас действительно тяжело от единичного изготовления переходить к серийному. Еще тяжелее было бы в военное время. Министерство обороны отдает предпочтение таким показателям, как боевой потенциал, боевое напряжение, стоимость жизненного цикла. Все это делается на фоне типовых операций с типовым составом вооружения и с типовым авиационным средств поражения. На основе такой базы можно пытаться отследить перспективность». Первый заместитель генерального директора по стратегическому развитию АО «РПКБ» Дмитрий Базлев обозначил ряд проблемных вопросов. Требования к базовым и критическим технологиям, которые обязательно надо обеспечивать для того, чтобы создался задел, и можно было обеспечить переход авиационной техники к модернизации - это повышение интеллектуализации бортового оборудования, обеспечение интеграции авиационной техники. В основе базовых и критических технологий должно быть преодоление тех проблем, без решения которых новая качественная продукция не появится. Авиационная техника должна быстрее обеспечивать реакцию на изменения внешней окружающей обстановки на подвижные цели. Также для того, чтобы эта авиационная техника соответствовала будущему времени, должна быть модернизация ее внутренних составляющих. При оценке уровня на сегодняшний день – показатели были средними. Есть определенные отставания с точки зрения пространственных технологий. Тем не менее при переходе техники в следующее поколение нужны будут изменения.
Начальник отдела авиационного оборудования НТЦ ПАО «ОАК» Валерий Широбоков посвятил доклад проблематике улучшения характеристик электроэнергетического комплекса в летательных аппаратах. Сейчас основной тренд идет на электрификацию навигаторов авиационных комплексов. Ряд международных проектов предусматривает комплексный подход к построению самолетов будущего. Основой которых является проектирование систем самолета как целостной системы. Именно такая система или комплексный подход обеспечивает гарантированное понимание и требования к участникам проекта. Ключевую роль играет (как показывает мировой опыт) тесная кооперация между компаниями, производителями авиационной техники и исследовательскими центрами.
По итогам пленарной сессии Комитета по приборостроению, системам управления, электронной и электротехнической промышленности СоюзМаш России и Комитета по информационно-коммуникационным технологиям Лиги содействия оборонным предприятиям была отмечена важность вопроса быстрейшей реализации программы разработки базовых и критических промышленных технологий как ключевого элемента научно-технологического развития авиационной промышленности.