3 ноября в «Рособоронэкспорте» состоялось заседание Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения Союза машиностроителей России и секции № 4 МРГ по ЭКБ при коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
Основной темой дискуссии стало правоприменение законодательства об ограничениях и запретах допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, к закупкам для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о преференциях предприятиям, производящим радиоэлектронную продукцию российского происхождения, при осуществлении закупок компаний с государственным участием, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 17.07.2015 № 719 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации».
Председатель Координационного совета разработчиков и производителей радиоэлектронной аппаратуры, электронной компонентной базы и продукции машиностроения, заместитель генерального директора – статс-секретаря АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин во вступительном слове подчеркнул, что нынешняя повестка связана с вопросами импортозамещения: «Нужно понимать, что без радиоэлектроники и цифровой экономики импортонезависимость недостижима. Основная задача Координационного совета – разработать предложения, которые помогут в решении данных вопросов. Также необходимо подвести итоги полугодовой деятельности рабочей группы нормативно-правового регулирования отрасли при Координационном совете».
Обсуждение подобных тем проходило в рамках подготовки к заседанию Экспертного совета Госдумы по радиоэлектронике. «Мы пришли к пониманию важности правильных формулировок в нормативно-правовом поле. Тем не менее критерии отнесения продукции к произведенной в России не требуют наличия у физических лиц прав на технологическую документацию и исходные коды программного обеспечения. Действующие ограничения и запреты иностранной продукции не распространяются на закупки компаний с государственным участием. Ну и 15-ти процентная преференция для отечественных производителей в том числе малого и среднего бизнеса не способствует увеличению спроса на отечественную радиоэлектронную продукцию в рамках закупок компаний в том числе с государственным участием. Поэтому в законодательство необходимо внести изменения», - подчеркнул Брыкин.
Академик РАН, научный руководитель Федерального государственного учреждения «Федеральный научный центр Научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук» Владимир Бетелин выразил мнение, что сила IT-отрасли не в гигабайтах и нанометрах, а в экономике. В том, какие товарные обороты эта отрасль имеет: «Цифровая экономика – это программа, которая уже полностью оформлена. Мы живем в цифровой эре. За тем же блокчейном стоят огромные полупроводниковые обороты. На сегодняшний день смартфоны есть у 60 % населения. Это положительный факт, но в прошлом году куплено 30 млн смартфонов именно зарубежных производителей. На этом примере видна критическая зависимость России от импорта. В других отраслях также наблюдается подобная ситуация. Если мы будем двигаться по подобному пути, то нам так и придется в дальнейшем зависеть от зарубежных производителей. Именно внутренний рынок является первой ступенью для будущего роста цифровой экономики. Проблема испортозамещения – это проблема отсутствия в России социально-экономической области. Поэтому сейчас Россия многое вынуждена покупать за рубежом».
Руководитель рабочей группы по нормативному регулированию отрасли Координационного совета, руководитель Управления взаимодействия с органами государственной власти АО «Росэлектроника» Татьяна Львова озвучила предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты: «Для того, чтобы меры защиты внутреннего рынка заработали необходимо решить проблему, которая связана с отсутствием в законодательстве на уровне федерального закона критериев высокотехнологичного продукции российского происхождения. Таких критериев на сегодняшний день нет. В итоге это приводит к тому, что в 719 постановлении, которое по сути является постановлением рамочным, отсутствует такое требование как наличие у российского юридического лица прав на интеллектуальную собственность, на программное обеспечение, на конструкторскую документацию. Следствием этой проблемы является то, что российские компании не имеют возможности самостоятельно модернизировать и развивать технологии. В итоге не осуществляется технологическая и экономическая безопасность страны».
Президент Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов, Светлана Аппалонова добавила, что России необходимо владение собственными технологиями, ведь это основополагающий вектор развития: «Владение технологиями и интеллектуальной собственностью – определяет Россию как страну принятия решений. И дает возможность осуществлять контроль за информационными потоками. Для отрасли радиоэлектроники это особенно актуально, прежде всего в виду обеспечения безопасности. Тем более в России для этого есть все возможности, ведь до сих пор существуют сильные инженерные и программистские школы».
По итогам координационного совета было приято решение разработать предложения в Федеральный закон «О промышленной политике», Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», а также нормативные акты Правительства Российской Федерации, принятые в их развитие, и новые проекты нормативных правовых актов. Все это связано с необходимостью увеличения госзаказа и заказа компаний с государственным участием на отечественную электронную компонентную базу и иные виды радиоэлектронной продукции в гражданском секторе экономики.