Эксперты ОНФ проанализировали законопроект о «лесной амнистии» и пришли к выводу, что его принятие в нынешнем виде может привести к массовому сокращению особо ценных лесов вокруг крупных городов и существенно ухудшить экологическую обстановку по всей России. Закон, который декларировался как амнистия для лесных поселков и садоводов-шестисоточников, готов амнистировать каждого собственника, залезшего на земли лесного фонда, и чьи данные есть в публичной кадастровой карте. Речь идет в том числе и о незастроенных участках особо ценных лесов вокруг крупных городов, попавших в реестр недвижимости, о крупных собственниках, имеющих усадьбы среди лесов, а также о юридических лицах, претендующих на особо ценные лесные земли.
Во второй половине июля состоится голосование во втором и, возможно, сразу в третьем, окончательном, чтении по законопроекту «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров», более известному как «лесная амнистия». По словам представителей правительства РФ, новая инициатива должна исправить несоответствие данных единого государственного кадастра недвижимости и лесного реестра. От этих расхождений страдают тысячи граждан по всей стране, чьи участки по ошибке местных властей оказались на территории земель лесного фонда.
Среди общественности законопроект вызвал большой резонанс. Первыми тревогу забили в Общероссийском народном фронте, обратив внимание на то, что суть законопроекта сильно расходится с тем, что декларировали его инициаторы.
«Вместе с владельцами шести соток законопроект предлагает амнистировать и людей с гольф-полями на захваченных землях лесного фонда. Каких-либо ограничений на амнистированную территорию нет. В своих поправках мы предлагали ограничить размеры участков, которые должны будут попасть под амнистию, чтобы отсечь мошенников, незаконно завладевших большими территориями земель, но к нашему мнению до сих пор так и не прислушались», - заявил координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, депутат Госдумы РФ Владимир Гутенев. По его словам, «лесная амнистия» также не ограничена и во временном пространстве - отсутствует та дата, до которой собственники получили участок и поэтому должны амнистироваться. Вместо этого закон просто предлагает установить жесткий приоритет сведений кадастра недвижимости над лесным реестром и, таким образом, любые, даже ошибочные данные Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) могут служить основанием для застройки совершенно любого участка лесного фонда.
«Фактически, разработчики «лесной амнистии» исказили поручение президента по устранению противоречий между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отдав в одностороннем порядке приоритет ЕГРН, чтобы легализовать те ошибки, которые Министерство экономического развития само и допустило», - подчеркнул Гутенев.
В свою очередь, координатор проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрий Миронов отметил, что масштабы особо ценных лесов вокруг крупных городов, которые будут вырублены и застроены, сложно посчитать: «Мы в своих поправках к законопроекту предлагали амнистировать лишь те участки, которые были получены до августа 2008 г., когда в действие вступил новый Лесной кодекс, запретивший дачным и садовым товариществам получать территорию на землях лесфонда. Все же остальные споры можно решить в индивидуальном порядке, их не так много, и чаще всего, если собственник добросовестный, суд и так выносит решение в пользу него».
Миронов отметил, что хуже всего - то, что «лесная амнистия» в нынешнем виде может распространиться на незастроенные участки особо ценных лесов вокруг крупных городов, попавшие в реестр недвижимости, а также на национальные парки, заповедники и иные особо охраняемые природные территории, и это с учетом того, что 2017 г. был объявлен годом ООПТ.
«В законопроекте отсутствует какой-либо разумный механизм компенсационного лесовосстановления после того, как участок на землях лесного фонда будет окончательно закреплен за собственником и перестанет носить статус лесного. Разработчики говорят пространно о посадках деревьев взамен. Где они их собрались сажать? Они не собираются компенсировать утраченную площадь лесного фонда, а предлагают высаживать деревья на обезлесенных землях, при этом каких-либо точных данных о количестве таких земель у них нет. Получается, что в любом случае площадь земель лесного фонда будет сокращена, и никто ее компенсировать не собирается. Поэтому в поправках ОНФ мы предлагали закрепить за субъектом обязанность по компенсации и включению в лесной фонд аналогичных по размерам земель, которые выпадут из фонда вследствие так называемой «лесной амнистии», - отметил член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Будуев.
По его словам, необходимости торопиться с принятием этого законопроекта в нынешнем его виде нет, необходимо отложить его до осени, а за оставшееся время создать экспертную группу и серьезно его доработать, в противном случае нас ждут серьезные и необратимые последствия.